За городом Карсом, не пыль не туман. Молнии сверкают, сильный гром гремит. Шашечки блистают, головы летят.
За покорение Западнаго Кавказа 1859-1864
на главную
За взятие штурмомъ Геокъ-тепе 12 января 1881 года
на главную
За веру, царя и Отечество!

губернский архитектор Василий МирзоянВоенная церковь в Канакере была воздвигнута в 1913 году по проекту В. Мирзояна для 1-го Полтавского полка, расквартированного в окрестностях Еревана. Василий Мирзоян (на фото), производитель работ, губернский архитектор, годы жизни 1863-1925, награжден орденом Анны 2-й степени. Аналогичная церковь одновременно была возведена в Александраполе, по изображению которой сделана попытка воспроизвести аутентичный образ ереванского прототипа.

Канакерская церковь фиксировала центр огромной прямоугольной площади, вокруг которой были сосредоточены корпуса военного комплекса. Сложная объемно-пространственная композиция сооружения отражает его внутреннюю структуру. Основная масса здания строится от параллелепипеда и завершается выступающим объемом апсиды, расширенным пониженными объемами приделов и алтаря.

Колокольня над главным входом поставлена на четверик и устремлена ввысь последовательно расположенными восьмериками, сужающимися по мере движения вверх. Над ними возвышается прорезанный нарядно обработанными слуховыми окнами высокий шатер, увенчанный луковичной главой и шпилем.

Вторая вертикаль, более массивная в пропорциях, развивается от объема апсиды и ярусами перерастает от граненого барабана в купол и далее в конечную луковицу. Художественная трактовка фасадов выполнена в приемах узорчато-декоративного направления русского зодчества, трактованных в духе модерна. Прямоугольные окна своими размерами и обработкой в трехчетвертных связанных колоннах, сандриках с килевидными арками, консольных подоконниках - активно выступают на фоне гладкой плоскости стены.

Установленные на папертях портальные раскреповки вытягиваются в фигурные щипцы, на их чистой поверхности выразительно очерчены карниз, профилированный полочками, и перспективная арка входа, покоящаяся на двух приземистых полуколоннах. По продольным фасадам композиция перетекает в трехлопастный фронтон, повторяющий форму выдающегося от основной поверхности ската кровли. Красочно разработан венчающий карниз: ритм двух рядов крупных и мелких зубчиков в полосе прямых горизонталей обломов обводит нижний объем церкви по периметру, раскрепляясь в арки.

так выглядела полковая церковь полтавцев в начале XX века

Церковь ныне функционирует, но купола утрачены. Спокойные, уравновешенные формы армянских церквей, объединяют общие композиционные мотивы: внутреннее пространство, разделенное колоннами, и вытянутые прямоугольные планы, завершенные алтарями и приделами. В плане часовни и колокольни очевидно стремление к квадрату с закрепленными углами. В обоих случаях встречается композиционное выделение креста и срединного квадрата, над которым возвышается купол.

Интерьер в объемно-пространственной композиции отражается членением каменных масс крыльев, тумб - выступов парусов, барабана - разрезанного узкими окнами или раскрытого аркадой ротонды. Двускатные покрытия корпусов выходят на фасад треугольными щипцами, всегда с выразительным соотношением линий, подчеркнутых венчающим карнизом.
Внешние углы сооружений фиксируют связанные колонны с шаровидными базами и капителями, установленные по одной по двум граням. Типично использование узких арочных отверстий, редко расставленных по фасадам. В декоративном убранстве преобладает лаконичность и чистота форм.

В отличие от армянских церквей, два последних русских собора поражают изощренностью декоративного убранства. В архитектуре трех церквей русский стиль развивается в трех трактовках: построенные в разные, с точки зрения формирующихся архитектурных тенденций, времена, сооружения демонстрируют собой три направления складывающегося в России 19–начала 20 веков архитектурного мировоззрения.

Архитектурно-художественное содержание строится на традиционных для русского зодчества элементах - это четверики и восьмерики, восьмерик на четверике – обычный прием в русском деревянном зодчестве, получивший впоследствии распространение в каменной церковной архитектуре, закомары и кокошники, луковичные купола, килевидные и трехлопастные контуры арок.

Обобщающая характеристика для всех рассматриваемых церквей заключается в архитектурно-градостроительной дефиниции – существуя в функциональном плане как важное социальное образование, здания представляют собой достопримечательные архитектурные сооружения, доминанты архитектурно-эмоциональной среды.

так выглядит эта церковь сейчас в одном из райнов Еревана
По материалам различных интернет страниц по православной архитектуре.
***
Hosted by uCoz